CIT.RUS:

 

  

        Center of imitation technologies 

 

 

Center of Imitation Tech.:              

                       ... имитационные правовые игры...   =//=    назад

 

       Rambler's Top100  

           

            SpyLOG

   

АВТОР:  Майстровский Ю.Р. - методист научно-практического отдела Самарского государственно-муниципального Центра детского и юношеского творчества.

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение при подготовке специалистов в самых разных областях: экономике,    политике, социологии, истории, прав человека. Одной из приоритетных задач современных учреждений общего и дополнительного образования является правовое воспитание подростков. Данная задача не может быть реализована, если ее значение, содержание и методика не будут осознаны всеми  педагогами. Эта работа может быть эффективна при условии, если нравственно-правовые нормы станут для них ценностными ориентирами. Ведь наше “бесправие” есть результат отсутствия в нашей стране правового опыта, как у педагогов, так и у всего общества в целом. Проблема в приобретении такого опыта заключается в том, что правовой культуре нельзя обучить в рамках нашей обычной школьной системы. На основе урочной системы можно дать только ее отдельные элементы. Один из путей решения этой проблемы - использование игровых технологий для формирования правовой культуры.  

Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой, реже -    управленческой или операционной. В сфере политики, прав человека чаще    используется термин - имитационная игра. Использование этого термина связано с    выделением существенных характеристик данного метода. С одной стороны, имитация    понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования    созданием и манипулированием с моделями, макетами, заменяющими реальный объект    изучения. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых    участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное    взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей.    Предполагается, что “имитационная игра” объединяет эти два подхода. Она    основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет    собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом в основе    правовых игр лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель    благодаря действиям участников этой игры. Они берут на себя роли    административных работников или политических деятелей, разыгрывают ситуации в    зависимости от направления игры. Деловые или имитационные игры являются    “серьезными” играми, а не развлечением, не отдыхом и т.п.

Организованная на основе выделенной имитационной модели игра позволяет задать    жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения    игры как целого, т.е. к освоению ориентировочной структуры воспроизводимой    деятельности. Если представить себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается “сопротивление” материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с правовыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, мы считаем, что правовая имитационная игра воспроизводит особую ситуацию не столько    всевозможности, сколько столкновения с жестко детерминированной жизненной    реальностью (пожалуй, эта ситуация даже “жестче”, чем реальная жизнь, ведь в    реальной жизни часто можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя    отсрочить решение той или иной проблемы).  

Разработка методики деловых и имитационных игр в области прав человека и    правовой культуры связана с теми практическими задачами, которые встали в данной    области обучения, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Перед    специалистами, занимающимися преподаванием прав человека, встала задача поиска    таким методов обучения, которые бы дали возможность обучить практической    деятельности еще до того, как наступит реальная ситуация и начнется реальная    деятельность, научить такому опыту, который нельзя передать словами. Именно    недостаточность традиционных “вербальных” методов обучения, лекционных и    семинарских занятий призвала преподавателей искать новые способы и пути передачи    знаний, информации, опыта. Имитационные игры, воспроизводящие реальные условия    практической деятельности, стали одной из таких методик обучения

Игры по правам человека направлены на обучение технике принятия решения, умению    практике применять теоретические знания, полученные в курсе теоретической    подготовки, с другой стороны, педагоги убеждаются в необходимости теоретической    подготовки для практической деятельности, а также получат некоторое    представление о той или иной реальности, проблемах, усваивают необходимые    понятия и теории, приобретают навыки общения, взаимодействия с людьми т.п.   

Правовые игры, в отличие от традиционных методов обучения, дают прежде всего    развивающий эффект, который зачастую превалирует над обучающим: происходит не    только обучение, но и оказывается воздействие в целом на личность педагога,    происходит изменение их установок. В результате участия в имитационных правовых    играх отмечается общее повышение мотивации к изучению данного предмета,    активация интереса к учебному курсу, воображения, творческого поиска,    экспериментирования. Сам процесс усвоения знаний в игре носит естественный и    непроизвольный характер. Действительно, необходимость играть лучше, а следовательно, понять различные механизмы, организовать получение информации, переработать ее, настолько насущна    в правовых играх, что превращает участников игры в “требователей”. Правовая игра стихийно порождает необходимость делать обобщения, теоретизировать, подготавливать необходимые материалы. Среди других факторов, игры в области прав человека создают неформальную обстановку обучения, стимулируют необходимость быстрых действий, возможность удовлетворения разных потребностей учащихся, преодоление предубежденности к традиционным формам обучения и т.п. Условность правовой игровой деятельности, отсутствие риска неудачи приводят к тому, что педагог может позволить себе временно ослабить действие системы установок, открывая путь ранее недоступной ему информации. Происходит расширение опыта и затем, возможно, изменение реальных установок человека.  

Однако, наряду с высокой оценкой и растущей популярностью правовых имитационных    игр, постоянно высказываются и критические замечания в их адрес. Под сомнение    ставят реалистичность игр, соответствие действий участников их поведению в    реальной ситуации, возможность переноса знаний и навыков, полученных в правовых    играх на реальную действительность, делаются упреки прямо противоположного    характера. В силу излишней реалистичности, по мнению многих педагогов,    исключается возможность критического отношения, нововведений, экспериментирования и т.п.

Имитационные правовые игры порождают множество вопросов. Этим уже достигнута    часть их целей, они становятся причиной споров участников, это значит, что    пользы от них будет еще больше. Если они подвигнут участников (и тем более    организаторов) на серьезные дискуссии, исследования и конкретные действия, это    хорошо послужит делу обучения правам человека.

 

 

 

@ Contact us: cit@narod.ru      CIT.RUS // Ver.2.1 // Designed by Noo

Hosted by uCoz