АВТОР:
Майстровский
Ю.Р. - методист научно-практического
отдела Самарского государственно-муниципального
Центра детского и юношеского творчества.
В
последнее время деловые и имитационные
игры находят все более широкое
применение при подготовке специалистов
в самых разных областях: экономике,политике, социологии, истории, прав
человека. Одной из приоритетных задач
современных учреждений общего и
дополнительного образования является
правовое воспитание подростков. Данная
задача не может быть реализована, если
ее значение, содержание и методика не
будут осознаны всемипедагогами. Эта работа может быть
эффективна при условии, если
нравственно-правовые нормы станут для
них ценностными ориентирами. Ведь наше
“бесправие” есть результат отсутствия
в нашей стране правового опыта, как у
педагогов, так и у всего общества в целом.
Проблема в приобретении такого опыта
заключается в том, что правовой культуре
нельзя обучить в рамках нашей обычной
школьной системы. На основе урочной
системы можно дать только ее отдельные
элементы. Один из путей решения этой
проблемы - использование игровых
технологий для формирования правовой
культуры.
Обычно,
если игра проводится экономистами, то
она называется деловой, реже -управленческой или операционной. В
сфере политики, прав человека чащеиспользуется термин - имитационная
игра. Использование этого термина
связано свыделением
существенных характеристик данного
метода. С одной стороны, имитацияпонимается очень широко как замена
непосредственного экспериментированиясозданием и манипулированием с
моделями, макетами, заменяющими
реальный объектизучения. С другой стороны,
существуют собственно игровые методы, в
которыхучастники принимают на
себя определенные роли, вступают в
непосредственноевзаимодействие друг с другом,
стремясь достигнуть своих ролевых целей.Предполагается, что “имитационная
игра” объединяет эти два подхода. Онаосновывается на конкретных
ситуациях, взятых из реальной жизни, и
представляетсобой динамическую модель
упрощенной действительности. Таким
образом в основеправовых игр лежит имитационная
модель, однако реализуется данная
модельблагодаря
действиям участников этой игры. Они
берут на себя ролиадминистративных работников или
политических деятелей, разыгрывают
ситуации взависимости
от направления игры. Деловые или
имитационные игры являются“серьезными” играми, а не
развлечением, не отдыхом и т.п.
Организованная
на основе выделенной имитационной
модели игра позволяет задатьжесткую систему правил, учет которых
приводит игрока к необходимости
отраженияигры
как целого, т.е. к освоению
ориентировочной структуры
воспроизводимойдеятельности. Если представить себе
игру как такую реальность и социальное
пространство, в котором не испытывается
“сопротивление” материала при
реализации замысла и в котором поэтому
все возможно, то знакомство с правовыми
играми должно сильно поколебать такое
убеждение. В отличие от
распространенной точки зрения о том, что
игра представляет собой царство
неограниченной свободы, мы считаем, что
правовая имитационная игра
воспроизводит особую ситуацию не
стольковсевозможности,
сколько столкновения с жестко
детерминированной жизненнойреальностью (пожалуй, эта ситуация
даже “жестче”, чем реальная жизнь, ведь
вреальной жизни часто можно
прибегнуть к обману, игру же обмануть
нельзя, нельзяотсрочить решение той или иной
проблемы).
Разработка
методики деловых и имитационных игр в
области прав человека иправовой культуры связана с теми
практическими задачами, которые встали
в даннойобласти обучения,
подготовки и переподготовки
педагогических кадров. Передспециалистами, занимающимися
преподаванием прав человека, встала
задача поискатаким методов обучения, которые бы
дали возможность обучить практическойдеятельности еще до того, как
наступит реальная ситуация и начнется
реальнаядеятельность,
научить такому опыту, который нельзя
передать словами. Именнонедостаточность
традиционных “вербальных” методов
обучения, лекционных исеминарских занятий призвала
преподавателей искать новые способы и
пути передачизнаний, информации, опыта.
Имитационные игры, воспроизводящие
реальные условияпрактической деятельности, стали
одной из таких методик обучения
Игры
по правам человека направлены на
обучение технике принятия решения,
умениюпрактике
применять теоретические знания,
полученные в курсе теоретическойподготовки, с другой стороны,
педагоги убеждаются в необходимости
теоретическойподготовки для практической
деятельности, а также получат некотороепредставление о той или
иной реальности, проблемах, усваивают
необходимыепонятия
и теории, приобретают навыки общения,
взаимодействия с людьми т.п.
Правовые
игры, в отличие от традиционных методов
обучения, дают прежде всегоразвивающий эффект, который
зачастую превалирует над обучающим:
происходит нетолько обучение, но и оказывается
воздействие в целом на личность
педагога,происходит
изменение их установок. В результате
участия в имитационных правовыхиграх отмечается общее повышение
мотивации к изучению данного предмета,активация интереса к учебному курсу,
воображения, творческого поиска,экспериментирования. Сам процесс
усвоения знаний в игре носит
естественный инепроизвольный характер.
Действительно, необходимость играть
лучше, а следовательно, понять различные
механизмы, организовать получение
информации, переработать ее, настолько
насущнав правовых играх, что
превращает участников игры в “требователей”.
Правовая игра стихийно порождает
необходимость делать обобщения,
теоретизировать, подготавливать
необходимые материалы. Среди других
факторов, игры в области прав человека
создают неформальную обстановку
обучения, стимулируют необходимость
быстрых действий, возможность
удовлетворения разных потребностей
учащихся, преодоление предубежденности
к традиционным формам обучения и т.п.
Условность правовой игровой
деятельности, отсутствие риска неудачи
приводят к тому, что педагог может
позволить себе временно ослабить
действие системы установок, открывая
путь ранее недоступной ему информации.
Происходит расширение опыта и затем,
возможно, изменение реальных установок
человека.
Однако,
наряду с высокой оценкой и растущей
популярностью правовых имитационныхигр, постоянно высказываются и
критические замечания в их адрес. Под
сомнениеставят
реалистичность игр, соответствие
действий участников их поведению вреальной ситуации, возможность
переноса знаний и навыков, полученных в
правовыхиграх на реальную
действительность, делаются упреки прямо
противоположногохарактера. В силу излишней
реалистичности, по мнению многих
педагогов,исключается возможность
критического отношения, нововведений,
экспериментирования и т.п.
Имитационные
правовые игры порождают множество
вопросов. Этим уже достигнутачасть их целей, они становятся
причиной споров участников, это значит,
чтопользы от них будет еще больше. Если
они подвигнут участников (и тем болееорганизаторов) на серьезные
дискуссии, исследования и конкретные
действия, этохорошо послужит делу обучения
правам человека.
@
Contact us: cit@narod.ru
CIT.RUS // Ver.2.1 // Designed by Noo