CIT.RUS:

Center of Imitation Technologies

 
:: Разделы ::
  :: Максимов В.П., Кочегарова Л.В. "От компьютерного моделирования к теории экономики" ::
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
 
   

Свое знакомство с компьютерным моделированием мы начали в 1992 году с использованием программы MESE на английском языке.
Учитывая, что нам выпало начать самим изучение экономики впервые и пойти спросить было не у кого, то можно представить себе, с чего нам пришлось начинать. Но, спасибо детям, они сами, зная очень мало, пытались учиться только с помощью одной МЭМ. Интуитивно выводя равновесную цену, затем, вспоминая что-то по теории, мы искали правильный алгоритм игры. Стратегии мы изучали с помощью китайского рынка и фирменных вещей. Амортизацию выводили из отчетов, и сопоставления чисел. Это долго перечислять, что мы вытворяли, но интуитивно учащиеся стали играть правильно.
Конечно, знаний экономических мы не могли и не дали в нужном объеме, но результатом было поступление 25% выпускников школы № 2 г. Южно-Сахалинска в вузы экономической направленности.
Да, очень трудно избавляться нам, воспитанным на принципах демократического централизма и выросшим в традиционных советских школах от насилия. Но в преподавании экономики мы решили попробовать придерживаться американской методики (назвав ее методом "сладкого пряника").
В следующем году, как нам казалось, мы использовали правильный прием. Мы пошли не от теории к МЭМ, а наоборот. Учитывая распределение ребят с устойчивым, неустойчивым интересом и полным его отсутствием, надо было удерживать "болото", а таких набралось не мало. Только 5 человек из 25 (20%) имели устойчивое целеполагание, еще 20% набирали "балласт", который надо было "тянуть до конца года, а вот за каждого из оставшихся 15 надо было бороться. Вскоре выяснилось, что возможность ничего не получать приводит к нежеланию большинства работать над собой вообще. Заинтересовались мы и решили, что с этим бороться надо только по-русски, то есть оценками. А как оценивать, если сама система тестов предполагает натаскивание, а не осознанное обучение.

Сравнительная диаграмма распределения интереса в начале учебного года


И МЭМ тем временем процветала... С этого года мы работали уже с версией на русском языке. Ребята ходили на каждое занятие, выполняли все задания и даже пытались что-то анализировать. Класс мы разбили на две подгруппы. Так как в тарификацию было внесено 2 часа, а проводить МЭМ весь год было бессмысленно для всех. Каждая подгруппа занималась 2 часа в неделю, в течение полугода. Подгруппы делились по желанию на компании и должны были к декабрю определить самых сильных в подгруппах. Пришлось и на МЭМ ввести систему оценивания: первые два лидера -"5", еще два -"4", и последний -"3". Естественно, никому не хотелось в журнале увидеть тройку, поэтому борьба велась почти в боевой обстановке.
Вопросы никогда не запрещались. Поощрения заслуживала та компания, у которой чаще всего звучал вопрос "Почему?" и разбор ошибок приводил к правильному решению.
Таким образом, в нашу схему формирования устойчивого интереса к будущей профессии влилась еще одна очень важная часть, которая практически реализовывала умения моделировать экономику и знания по теории в навыки по практическому использованию основ маркетинга, производства и основ бухучета.
Результатом стали победы наших школьников на городских и областных соревнованиях по компьютерному моделированию. Реальные призы и чувство удовлетворенности привели к тому, что в конце третьей четверти снизился процент ребят с неустойчивым интересом в позитивную сторону. Надо сказать, что борьба за лидерство порождала иной раз просто курьезные случаи, но часто и становилось мерой для ребят: они определяли деловые способности.
На Всероссийские соревнования в Москву мы тогда не попали, но вся школа знала нас и поздравляла с победой. Зато мы извлекли уроки из прошедшего года.
1) Нельзя выиграть в МЭМ без изучения теории экономики, т.к. явно не хватает теоретических знаний.
2) Учитывая, что этот выпуск не был очень сильно математически подготовлен, то возникла необходимость приведения всех знаний по МЭМ в единый алгоритм с обязательным выучиванием формул.
3) Команда учителей должна быть большей по количеству, а значит, администрация школы должна привлекать к преподаванию экономики большее число педагогов.
4) Процент школьников поступивших на экономические специальности вырос по сравнению с прошлым годом на 15%.
5) Так как победителями в области стала команда общегородского класса, состоящая из учеников нашей школы, которые не попали в экономический класс, то решено было изменить метод отбора.
Учебный год 1994-95 начался с отбора в класс экономики не только по желанию (а таких было из 60 человек 75%), но и по конкурсу. Класс получился очень "сильный", а, следовательно, и проблем с желанием изучать предмет не должно было возникать. И мы, команда уже трех учителей, взялись за дело.
Уроки МЭМ, как всегда, вызывали живой интерес, так как понятия спроса и предложения, амортизации и складирования и др. мы уже не разбирали на уроке, а решали вопросы, почему у той или иной компании уменьшилась доля рынка, если было вложено достаточно средств в маркетинг. Впервые в своей практике мы начали давать домашние задания, например, анализ прибылей и сравнительного отчета всех компаний за игру.
Это поначалу казалось трудно, но потом, когда ввели изменение экономических ситуаций, не было проблем. Ребята не умели просчитывать себестоимость следующего периода, но зато интуиция их выручала. Впервые в учебной практике у ребят появилось желание прочитать самим теорию и разобраться со мной в ряде пунктов отчета компании, что для нас было педагогической победой. Ведь не секрет, что МЭМ опережает теоретическое обучение. Тогда мы поняли то, к чему мы стремились уже третий год - интерес к игре должен был вызвать потребность в знаниях и поиск путей для их приобретения. Мы начали достигать. А значит, устойчивый интерес к будущей профессии можно было ожидать на выходе.
У части ребят дома имелись ПК, и они просили компьютерную игру для практических навыков. Занятия раз в неделю им было мало! Система оценивания, о которой говорилось выше, пришлась "впору" и на этом классе. Тем более, что из 28 учащихся только 3 имели тройки по разным предметам. Но и отбор в команды на конкурсы был более жестким: естественно, личное первенство. И школьные соревнования тогда проводились только по МЭМ.

Сравнительная диаграмма распределения интереса в конце учебного года


Нельзя не сказать и о результатах городских и областных соревнований. Почему в классе всегда присутствовало желание участвовать в мероприятиях? Мы думаем, что это было связано с тем удовольствием от успеха и "славы", которую ребята почувствовали после студенческой компании. Надо сказать, что и все учителя этого класса не забывали "растить" в них честолюбие. Но не "на голом месте", а честно заслуженном. А вот что мы извлекли из поездки на Российский Форум по экономике:
- мало знаний по теории экономики;
- надо передавать опыт игры МЭМ не только с помощью учителя, но и помощью выпускников экономического класса;
- команда для соревнований должна отбираться не в личном, а в командном первенстве.
То, что здесь перечислено, мы определили, когда летели в самолете из Москвы. Когда эйфория от успеха в области была охлаждена явной нехваткой знаний, когда два разных по своему характеру и психологии человека - Хай Вика и Лейдман Костя, в результате отбора оказались рядом, за одним столом, но так и не стали командой. Нам, как их наставникам, надо было сделать их командой, хотя бы искусственной. Но все-таки, это была победа, ибо мы многое узнали, увидели других лидеров, сравнили их и себя. А значит, можно было идти дальше.
Директор школы, оценив успехи и перспективы школьников, пригласил в школу молодого, перспективного, инициативного учителя, который изучал экономику в вузе. Таким образом, нас становилось уже пятеро, и на теорию экономики давалось уже два часа. Во многих других школах, учитывая наш опыт, так поступали сразу. Но, учитывая, что наша школа профилируется в изучении английского языка, мы делали упор, и все еще пытались играть именно на английской версии.
Надо сказать, что их этого класса процент поступивших на экономические специальности, с учетом их знания иностранного языка составил 75%!
Администрация школы решила создать кафедру Прикладной Экономики для организации научной и методической работы в плане обучения школьников курсу экономики и для налаживания устойчивых контактов с вузами.
Учитывая, что школа уже не первый год участвовала в программе обмена школьников с г. Олимпия (штат Вашингтон), где также преподается прикладная экономика, в школе возникла необходимость налаживания связи с Америкой. К тому времени в школе уже заканчивали преподавание курса К-6 на английском языке, и необходимо было думать о будущем.
Основываясь на приобретенном опыте, отбор в класс производился также. Как мы решили, отбор в команды стала производить следующим образом: класс делился пополам (по их желанию), каждая подгруппа разделилась на пять компаний (опять же по их желанию), а затем эти компании играли, выигрывали или проигрывали, и получали одинаковые оценки за результаты игр на уроке. Может показаться, что была введена "уравниловка", но на деле было так: в компании 2-3 человека, и обязательно найдется "сильный", который не захочет получить "3". Следовательно, остальные подстраиваются под лидера. Если команда "сыграется", то с ней можно работать дальше. Таким образом, в классе появилось не 10, а 6 лидирующих команд.
Через некоторое время класс был разделен на группы по-новому, исходя из новой ситуации. К окончанию второй четверти было проведено по 15 занятий (по 2 часа). Оставшиеся занятия мы имели возможность проводить не со всеми, а только с "отобранными" детьми. Их все равно было большинство. И именно с ними мы перешли на соревновательную версию МЭМ.
Надо сказать, что лидеры участвовали еще и в сетевых тренировочных играх. Это очень помогло для приобретения навыков четкой и правильной игры (большинство команд в области, по-прежнему, играет по интуиции, а этого мало). Победители приобретали право на участи в сетевых соревнованиях.
Таким образом, выделилась одна команда (Качин Александр и Кривошеин Сергей), и теперь имело смысл и нам стать частью команды. Не просто учителями, а партнерами команды. В наши обязанности входило: ставить перед ними задачи по обучению тем или иным частям экономики, проверять, что они сделали. Анализировать и все повторять сначала.
К городским соревнованиям мы готовили еще и группу поддержки. Теперь их стало шестеро. Они все были разные. Проблемы и трудности объединили учителей и ребят. Когда мы видели, как горят глаза у ребят, от сознания того, что они здесь лучшие, что они команда - нам казалось, что мы достигла цели.
В начале марта мы участвовали в зональной олимпиаде по экономике и заняли по МЭМ - 3 место. Но ребята вечерами уже без подсказки пытались все разложить по полочкам и найти свои промахи и достижения. В результате сложился определенный алгоритм принятия решений в МЭМ, который используют все учащиеся.

АЛГОРИТМ РАСЧЕТОВ ДЛЯ ИГРЫ МЭМ

1 Анализ отчета отрасли
Сбыт каждой компании делим на их цену и получаем кол-во проданной продукции. Прибыль делим на кол-во проданной продукции и получаем прибыль на единицу продукции. Выделяем компании-конкуренты.

2 Анализ отчета своей компании
Определяем количество невыполненных заказов или количество единиц продукции на складе. Определяем стратегию игры в текущем периоде. Прикинуть будущие вложения в маркетинг, НИР. Корректировка цены.

3 Расчет имеющихся средств
Z = Наличные средства + Предел займа - Займы из отчета.Эта формула верна, если предел займов больше займа из отчета. Если займы больше предела займа, то игра идет из наличных средств. Следить за состоянием кредита в банке (в спаде экономики, когда кредиты небольшие, наличных средств может не хватить).

4 Производство
Мощность следующего периода умножить на 0,8. Если объем производства равен 80%, то К = 1, а далее - по таблице коэффициента себестоимости.***Если себестоимость менее цены в 1,8 раза, то использовать Vпр. = 80%. При большей разнице - 85% 0,8 - средний процент, не дающий роста себестоимости. При необходимости повышения производства можно взять 85%, а при снижении - 75%.

5 Себестоимость единицы продукции в следующем периоде
Мощность нулевого периода разделить на мощность следующего периода (по текущим отчетам). Полученное число умножить на 15 и прибавить 3. Полученный результат умножить на производство следующего. периода (для контроля собственных возможностей).3- это цифра для 80% производства.

6 Стоимость производства
Себестоимость единицы продукции умножить на производство следующего периода.

7 Расчет оставшихся средств (1)
Сумму стоимости производства вычесть из имеющихся средств.

8 Амортизация следующего периода
Вычислить 5% от мощности следующего периода Нужна для контроля и определения цены продукции.
9 Маркетинг В зависимости от ситуации на рынке и от имеющихся средств вложения могут изменяться от 3 до 5 долл. на единицу продукции.При производстве менее 800 шт. использование маркетинга нежелательно (либо min, либо 0). Лучше регулировать ценой. Слишком большие вложения малоэффективны.

10 НИР
В зависимости от ситуации на рынке (из расчета на единицу продукции). Лучше 1 раз по 20$, чем 4 по 5$ на единицу продукции. В начале игры - большие вложения с последующим сокращением (к 3-му периоду). Нежелательно вкладывать одновременно в НИР и маркетинг. Вложения в НИР определяет долю рынка. Влияет на три периода.

11 Банковский процент
Годовая процентная ставка (по прогнозу следующего периода) прибавить 1 и полученное число разделить на 4. Получим банковский процент на период. Теперь умножить на заем. Реально, по программе, число не получается равным.

12 Чистая прибыль на единицу продукции
Прикидка по результатам анализа отчета, ориентируясь на конкурентов (раздел конкуренция). Величина непостоянная, потому что зависит от конкретной ситуации на рынке. МОЖЕТ НЕ БЫТЬ ПРИБЫЛИ ВООБЩЕ.

13 Налог с прибыли на единицу продукции
Чистую прибыль разделить на 0,75, получим прибыль до налога. Полученное число умножить на 0,25. 0,25 - это коэффициент 25% налога. ( x+0,25y = y, где x - чистая прибыль у - прибыль до налога).

14 Цена
Надо рассчитать маркетинг, НИР и банковский процент на единицу продукции. Сложить полученные значения, прибавить 2,5$ (амортизация), себестоимость, налог на прибыль и чистую прибыль себестоимость равна п.5·(производство / (производство + склад) Цена, в зависимости от ситуации на рынке может изменяться в ту или иную сторону по желанию компании.

15 Инвестиции
Инвестиции должны быть не меньше амортизации. Дополнительные вложения в развитие производства определяются компанией из расчета каждые 40 долл. (для EchoPen), умноженные на количество единиц, которые хотим получить дополнительно в следующем периоде. По ситуации на рынке и имеющимся кредитам определяется необходимость в расширении производства. · Инвестиции в цену не закладываем.· Увеличение мощности ведет к уменьшению себестоимости, но к увеличению амортизации;· Расширять мощность до бесконечности, исходя из п.1;· Если в начальных периодах нет тотального спада, то надо максимально расширять производство для уменьшения себестоимости;· Надо учитывать, что мы можем использовать весь кредит, но должны иметь возможность его отдать. Т.е. несмотря на ситуацию надо иметь наличные средства для производства.

16 Расчет оставшихся средств (2)
Сложить полученные результаты маркетинга, НИР, инвестиций. Эту сумму вычесть из оставшихся средств (1) Результат должен быть не менее 500 - 600 долл.

17 Внимательно проверив все расчеты, внести данные в таблицу

*** таблица коэффициента себестоимости:

И вот новые областные соревнования по МЭМ. Первое место в области - это результат изучения экономической теории. Пусть слишком долго школа шла к пониманию необходимости преподавания теории на должном уровне. И все-таки, когда застенчивый Саша Качин стал Президентом Форума, а Сережа Кривошеин, который и говорил-то на уроках очень тихо, запел на конкурсе визиток, стало понятно, что мы создали команду. В МЭМ мы были непревзойденными лидерами. И когда они победили во всех трех турах МЭМ, и Саша сиял как будто именинник, его спросили: "Саша, ты часто спрашивал, зачем нам было нужно вас с Сергеем "вытаскивать" на разные конкурсы. Теперь скажем, чтобы увидеть вас уверенными в себе, ибо это 50% успеха любого дела".
Результатом этого года стало признание необходимости кафедры экономики, как способа объединения учителей. Каждый из работающих учителей извлек определенный урок и настроился на дальнейшую работу.
Еще невозможно сказать, как проецируется наше обучение на выбор профессии при выпуске класса. Но в любом случае, ребята приобрели опыт не только экономический, но и моральный.

 

 
  @ cit@narod.ru CIT.RUS | Ver. 2.2 | Designed by Noo
Hosted by uCoz